СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ И КОМПЛЕКТАЦИИ ПРОТИВОУГОННОГО КОМПЛЕКСА
Для начала – немного терминов и определений
- Объект охраны – любое имущество, материальное и/или нематериальное, обладающее определенной ценностью, которая может быть выражена в денежном эквиваленте.
Охранный комплекс – систематизированная совокупность технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение сохранности объекта и предотвращения максимально возможного количества видов несанкционированных действий по отношению к нему (посягательств).
Основная задача при проектировании (не побоюсь этого слова) грамотного охранного комплекса – определение перечня типов посягательств и их источников. На больших предприятиях составление указанного перечня – основной хлеб руководителя службы безопасности. По общепринятой практике этот перечень называется «Политика безопасности». Данный документ является формальным ТЗ на разработку системы охраны, его структура и наполнение описаны стандартом ISO 17799 «Основные критерии» и, как все, вышедшее из ISO - весьма сложно и неочевидно. Ну да бог с ними. Мы напишем проще.
Объект охраны: легковой автомобиль, находящийся в личной собственности (то есть, владелец – физическое лицо, автомобиль НЕ является для владельца средством производства, т.к. в противном случае начинают действовать такие вещи как сроки окупаемости и амортизационные отчисления, которые сильно влияют на методику расчета охранного комплекса и его состав)
Вероятные
виды посягательств и их источники:
- 1. Повреждение элементов кузова, остекления и/или покрышек колес без корыстных целей (хулиганство). Источник – посторонние лица.
2. Несанкционированное проникновение в салон, багажник, моторный отсек в отсутствие владельца с целью хищения вещей (частей а/м), находящихся там. Источник – посторонние лица
3. Несанкционированное проникновение в салон и моторный отсек в отсутствие владельца с целью хищения самого автомобиля (угона). Источник – посторонние лица
4. Несанкционированный захват управления в присутствии владельца (разбой с целью угона)
Проанализировав вышеперечисленные угрозы, можно сделать два основополагающих вывода:
- – источники всех угроз являются внешними по отношению к объекту, то есть достаточно обеспечить «охрану периметра», что значительно упрощает техническую сторону комплекса
- не все угрозы можно предотвратить только техническими средствами.
Итак, для обеспечения более или менее полноценной охраны вашего авто (пишу «более или менее» специально, чтобы обратить ваше внимание на тот факт, что абсолютно надежных реальных систем не бывает – к идеалу можно только стремиться) требуется применять как технические, так и организационные мероприятия.
Что в данном случае подразумевается под «организационными» мероприятиями. Это – просто, т.к. в данном конкретном случае речь идет исключительно о ваших взаимоотношениях с окружающими: начиная от места на охраняемой стоянке или бокса в гаражном кооперативе, что с высокой вероятностью убережет вашего железного коня от воздействия «пионэров» и бомжей – (угроза №1), и заканчивая хорошими (ну, хотя бы, ровными) отношениям с соседями по подъезду, которые не будут царапать вам капот и прокалывать колеса, пока вы обедаете. Что предпринять на данном фронте, думаю, каждый сумеет придумать себе сам.
Теперь о технике. Попробуем сформулировать основные (хотя бы) требования к функциональным характеристикам технических средств охраны (далее - ТСО).
Охранная система должна:
- - постоянно отслеживать места наиболее вероятного проникновения в объект
- извещать (как минимум) владельца о любых изменениях своего состояния, а так же об изменении состояния охраняемых зон объекта
- препятствовать попыткам несанкционированного проникновения в охраняемую зону
- препятствовать, по возможности, осуществления каких-либо манипуляций с охраняемым объектом
Еще один важный параметр ТСО – стоимость самого комплекса и его устойчивость к попыткам взлома. Ранее было сказано, что объект охраны есть нечто, имеющее вполне конкретную и конечную цену, следовательно, ТСО, применяемые на объекте должны укладываться в рамки понятия экономической эффективности. В нашем случае это: а) ТСО не должны стоить больше самого объекта, б)себестоимость взлома ТСО должна быть выше стоимости охраняемого объекта. Если будет нарушен первый параметр, то возникает вопрос о охране самого комплекса ТСО, так как с экономической точки зрения он становится более привлекательным объектом охоты для злоумышленников чем ваш авто. При невыполнении второго пункта теряется сам смысл установки ТСО, так как для злоумышленников сохраняется экономическая привлекательность посягательств на вашу машину. Для иллюстрации – простой пример. Вы приобрели охранный комплекс за 100 у.е (условно). Вскрыть его за оправданное время может только супернавороченный сканер, стоимостью 2000 у.е. (тоже условно). Вроде бы все хорошо, но! Охранять то вы при помощи этой системы что будете? Если рыночная стоимость вашего авто менее 2000, то указанный комплекс вам однозначно подойдет. Но, если ваш Фердинанд стоит больше, то злоумышленник, имеет экономический стимул потратить деньги на приобретение сканера (и время, которое, как известно, тоже деньги – на его поиски). И стимул тем сильнее, чем дороже автомобиль.
Если с первым пунктом все понятно (почти) – не покупать за 500 у.е. «сигналку» для горбатого «запорожца», то вот со вторым – куча вопросов. Как определить устойчивость ко взлому конкретного оборудования? С кого требовать информацию? И т.д. и т.п… Ну в самом деле, не проводить же всякий раз полноценное исследование рынка спецаппаратуры (сканеров, перехватчиков декодеров и проч.) для оценки их возможностей по взлому той или иной «сигналки»… Теребить производителя? Тот, естественно, свой товар будет выставлять в наилучшем свете, а техническую документацию вам никогда не предоставит, сославшись на коммерческую тайну. Из данной ситуации есть два выхода. 1. Требовать от продавца сертификат, выданный компетентными ГОСУДАРСТВЕННЫМИ органами (В РБ такие сертификаты выдают для разных изделий ГЦБИ и МВД), подтверждающий надежность данного изделия и соответствие заявленных характеристик реальным
(Вот она,оказывается, зачем нужна, эта сертификация. Кстати, на этом поприще в республике существует масса стандартов и положений, а тот факт, что в каждой коробке с автосигнализацией до сих пор не лежит копия соответствующего сертификата – результат нашего с вами разгильдяйского отношения собственности. Своей, между прочим. Если бы требовали, давно имели бы. И вопросов возникало бы меньше. Между прочим, техническое средство охраны «дверь стальная противовзломная» с некоторых пор подлежит обязательной сертификации в МВД. Оказывается, существует 5 (ПЯТЬ!!) классов стойкости этих самых дверей. Сейчас на этом рынке уже не возникает вопросов и «гнилой конкуренции» на тему почему одна дверь стоит 400 у.е., а вторая (с виду – такая же) – 110. )
Второй способ используется, когда других способов оценить надежность комплекса нет. На устойчивых рынках (повторюсь: только на устойчивых и сформировавшихся рынках) средств защиты действует эмпирическое правило «0,1-1-10» (или, как говорят, «правило десяти»), которое гласит: «Стоимость оптимального комплекса ТСО должна составлять примерно 10% от стоимости защищаемого объекта. В этом случае ориентировочная себестоимость взлома ТСО будет составлять примерно 10 стоимостей защищаемого объекта». Решать насколько сформировался и устоялся рынок противоугонок в нашей стране я предоставлю вам, скажу только, что основными параметрами в этой оценке должны выступать уровень конкуренции и стабильность цен на одинаковые системы у разных продавцов.
Итак, что должно входить в состав комплекса ТСО? Давайте попробуем составить список (хотя бы ориентировочный) устройств и приборов, которые, действуя совместно, обеспечат приемлемый уровень защиты автомобиля. А исходить будем из ранее упомянутого списка требований к функциональным характеристикам комплекса.
постоянно отслеживать места наиболее вероятного проникновения в объект Это, естественно, автомобильная сигнализация, оснащенная полным набором датчиков открытия дверей (проникновение в салон), крышки багажника (проникновение в багажное отделение) и капота (проникновение в моторный отсек), а так же (возможно) датчиков удара,и т.д. и т.п. Кроме того, электронный блок современных противоугонок является своеобразной точкой интеграции всех прочих устройств и функций. Важность в комплексе – высокая.
извещать (как минимум) владельца о любых изменениях своего состояния, а так же об изменении состояния охраняемых зон объекта Для этого предназначены всевозможные сирены, кричалки, пищалки и прочее. Правда, есть ньюанс. Находясь в помещении, окна которого не выходят непосредственно на то место, где вы оставили авто, вы не услышите сирену с большой долей вероятности. Вашу машину могут икорежить на глазах у всех (на помощь прохожих рассчитывать не приходится, к сожалению), а вы в это время будете спокойно сидеть в 30 метрах за бетонной стеной. Скажите, кому нужна система оповещения, на которую никто не реагирует? Правильно, тому, кто вам это барахло продал. И только. Поэтому, в случаях, когда позволяет бюджет (об этом чуть позже) следует обратить внимание на системы радиооповещения (т.н. автопейджеры).
препятствовать попыткам несанкционированного проникновения в охраняемую зону. «Правильная» охранная система должна не только следить за состоянием объекта, но и по возможности – активно сопротивляться попыткам пересечения периметра безопасности. Здесь могут помочь всевозможные активные и пассивные устройства, затрудняющие доступ к различным элементам (зонам) объекта. В нашем случае можно выделить три таких зоны: салон, багажник и моторный отсек. Здесь на помощь приходят всевозможные дистанционно управляемые приводы замков дверей и крышки багажника, а так же дополнительные замки капота. Защите моторного отсека от проникновения требуется уделить особое внимание, так как, как показывает статистика, это основной путь проникновения в автомобиль для его последующего угона. В большинстве случаев угонщику недостаточно проникнуть только в салон, т.к. если авто оснащено хотя бы примитивной «кричалкой», последняя сработает. Угонщику же ни в коей мере не нужна лишняя «реклама» в виде воющей сирены, поэтому первое, чего злоумышленник попытается сделать (во многих известных по печати случаях – даже до попыток проникнуть в салон) – обезвредить средства оповещения охранного комплекса.
Как известно, для «нейтрализации» сирены требуется не более 2-х секунд после открытия капота – достаточно одного удара молотком по ее резонатору, поэтому, если для открытия капота требуется «всего лишь» потянуть штатный рычаг или подцепить штатный тросик, считайте, что деньги, потраченные на сирену, вы выбросили на ветер. С другой стороны, если для открытия капота требуется сделать что-то еще (например, нажать кнопку брелока, которого у угонщика нет), с большой вероятностью приведет к тому, что злоумышленник оставит свои попытки (Та же статистика говорит о том, что угонщики обычно «отводят» на нейтрализацию средств оповещения не более 15 секунд. Если за указанное время сигнализацию не удается заставить замолчать, то преступник просто уходит).
Существует еще один способ проникнуть в моторный отсек – снизу. Автомобиль поддомкрачивается и преступник при помощи специального инструмента пытается либо непосредственно нейтрализовать сирену, либо открыть капот. Тут на его пути может оказаться достаточно серьезное препятствие в виде, как это ни может показаться странным… стальной защиты поддона картера. Тяжелая стальная пластина, как правило полностью закрывает снизу доступ в моторный отсек, чем значительно затрудняет какие-либо манипуляции в нем. Вряд ли какой угонщик станет звенеть ключами в попытке снять защиту, рискуя вызвать срабатывание датчика удара сигнализации, тем более в месте, не предназначенном для таких манипуляций (эту пластину и на яме то снять – не совсем банальный процесс).
Не стоит обделять вниманием и защиту багажника – и не только из-за возможности потерять инструмент и запасное колесо. Не секрет, что по сердечнику замка можно изготовить дубликат ключа. В автомобилях, как правило один ключ открывает все замки, поэтому ключ, изготовленный по замку багажника, подойдет и для всех остальных замков. В данном случае, могут пригодится «маленькие хитрости», такие как, например, установка «неродного» сердечника в замок багажника и электропривода к нему, управляемого с брелока сигнализации и/или кнопки в салоне.
препятствовать, по возможности, осуществления каких-либо манипуляций с охраняемым объектом. Эта функциональность требуется для тех редких (будем надеяться) случаев, когда злоумышленнику все-таки удастся преодолеть все прочие уровни защиты и проникнуть в салон и подкапотное пространство (обойдя или отключив средства слежения и оповещения или (не приведи господи) под угрозой расправы забрав у вас ключи от машины). На этом этапе сражения (а взаимодействие угонщика и ТСО можно назвать именно так) вступает армия устройств, которые в общепринятой для систем безопасности терминологии называются аппаратными закладками (потому как очень часто маскируются под совершенно безобидные и очень нужные вещи), а в авто технике – иммобилайзерами. Количество и разнообразие этих устройств, представленных на рынке, а так же способов их работы может поразить воображение даже бывалого «безопасника». Есть механические иммобилайзеры, такие как блокираторы рулевой колонки (уже достаточно давно ставшие штатным оборудованием в большинстве марок автомобилей) или кулисы коробки передач, есть электронные электромеханические, блокирующие те или иные системы автомобиля в случае, если водитель не выполнит определенное действие или не выдаст правильный сигнал-команду.
Особенностью иммобилайзеров (особенно электронных) является тот факт, что они продолжают функционировать даже в том случае, когда машина штатным образом снята с охраны. Это позволяет снизить риск значительного ущерба в случае разбойных нападений (угроза №4). При разбойном нападении, так же как и в случае проникновения в салон (см. выше) для злоумышленника огромную роль играет время. У него есть буквально несколько секунд (реже - минут), чтобы забрать у хозяина ключи и покинуть место преступления. Но, если преступнику не удастся быстро завести машину и/или заставить ее двигаться в нужном направлении, он скорее всего бросит автомобиль и ретируется, так как последнее, чего ему хотелось бы в этой жизни – быть пойманным с поличным.
У иммобилайзеров есть и недостатки, о которых ни в коем случае не следует забывать, планируя комплекс ТСО для своего автомобиля. Как и любая техника, они подвержены износу и могут ломаться. И если поломка механического блокиратора не так страшна (хотя, кому приятно обнаружить заклинивший замок блокиратора КПП, палец которого практически невозможно перепилить), то отказ электронного может привести к серьезным последствиям. Во первых, как было сказано ранее, они функционируют постоянно, в том числе и во время движения, поэтому внезапный отказ может привести к тому, что абсолютно исправный автомобиль придется эвакуировать из-за сработавшего вдруг клапана топливной магистрали. Ситуация усугубляется еще и тем, что электронные иммобилайзеры зачастую иммитируют (как функционально, так и внешне) штатные узлы автомобиля, которые для их установки требуется физически изъять. Естественно, что в случае отказа такого иммобилайзера в подавляющем большинстве случаев исправить положение своими силами не получится. Во вторых, корректной работы «закладок» требуется каким-то образом определять кто пытается управлять машиной: хозяин или злоумышленник, то есть вводить систему секретных кодов, паролей или ключей. В большинстве недорогих охранных комплексов управление иммобилайзерами осуществляется при помощи специальных кнопок, однако, на практике подобный способ управления оказывается сопряженным с крайними неудобствами для самого хозяина. Если для разблокирования кнопку требуется просто нажать, то сама кнопка должна быть расположена в том месте, где ее не найдут (в том числе и сам хозяин). Если же для разблокирования требуется ввести код или пароль, то его ввод становится весьма трудоемкой процедурой, а хозяин – похожим на телеграфиста, выстукивающего морзянкой послание потомкам. Есть, конечно, системы, где ввод пароля требует от владельца минимальных усилий, есть и такие, где требуется только сам владелец, но это уже разговор про совершенно другие деньги…
При определенных ситуациях недостатки могут, конечно, стать достоинствами, но это зависит уже от других факторов. Я упомянул об особенностях применения иммобилайзеров именно в дешевых системах, так как именно там они могут стать скорее причиной неприятностей, нежели способом довести уровень безопасности до оптимального уровня.
И в заключение – небольшой пример практического применения вышеописанной методики.
Исходные данные: требуется обеспечить охрану автомобиля, стоимость которого равна (примерно) 3000 у.е.
После анализа ситуации, чтения доступной литературы (включая и соответствующие Интернет сайты) и обследования торговых точек, занимающиеся реализацией и установкой ТСО, с учетом вышеизложенной теории получили:
I – ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Из-за отсутствия у продавцов более или менее достоверной информации о качестве и надежности предлагаемой ими продукции (дело происходило в марте 2001 года), как то: подробной технической спцификации производителей или государственных сертификатов – принято решение комплектовать ТСО по правилу «0,1-1-10». Для рассматриваемого случая бюджет ТСО составил 300 у.е. В конечном итоге комплекс был сформирован в следующем составе:
- - Охранная сигнализация «Alligator»
- Сирена с автономным питанием
- Пейджер Geolink 10 (радиус действия – до 500 метров)
- Комплект электроприводов замков на все двери и крышку багажника
- Дополнительный электромагнитный замок капота
- Сплошная стальная защита моторного отсека
За все, включая работы по монтажу было отдано 280 у.е
Электроприводы замков подключены к сигнализации, передатчик пейджера – к сирене. Сама сирена размещена в моторном отсеке на максимальном удалении от мест возможного проникновения в моторный отсек. Добраться до нее при установленной защите моторного отсека не представляется возможным даже если автомобиль стоит на смотровой яме. При испытаниях было выяснено, что пейджер успевает послать сигнал на приемное устройство даже при снятии клеммы аккумулятора. Приемное устройство срабатывает даже от единичного сигнала передатчика и сигнализирует до тех пор, пока его не отключат, поэтому хозяин будет проинформирован о срабатывании сигнализации, даже если передатчик будет уничтожен. Дополнительный замок капота подключен к сигнализации и управляется ТОЛЬКО с брелока, что делает его открытие «в лоб» достаточно нетривиальной задачей. Штатный иммобилайзер сигнализации включен в одну из электрических цепей, и предотвращает несанкционированный пуск двигателя. Функции противодействия разбойному нападению сигнализации отключены по причине крайнего неудобства их использования, для компенсации были активированы функции автоматического блокирования дверей при включении зажигания и автоматической постановки на охрану. Сам электронный блок сигнализации упрятан в труднодоступное место за панелью приборов, что исключает его быструю нейтрализацию.
II – ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Для повышения уровня безопасности и сохранности имущества были приняты следующие правила поведения:
1. Хранить автомобиль на охраняемой стоянке (значительно повышает сохранность лакокрасочного покрытия и целостность стекол в темное время суток)
2. Не оставлять в салоне никаких предметов, если автомобиль находится вне охраняемой стоянки
3. Всегда забирать с собой панель от магнитолы, демонстрируя их окружающим.
4. Устанавливать ТСО в профильной организации, имеющей хорошие рекомендации.
Вообще, подход к процессу установки комплекса, размещению его отдельных элементов и организации их взаимодействия является одним из наиважнейших факторов, влияющих на эксплуатационные характеристики комплекса в будущем, поэтому пункт 4 в предыдущем списке должен значится под номером 1 в рейтинге важности. Сколько бы ни стоили и как бы ни были качественны отдельные устройства, но, расположенные где попало и соединенные небрежно, никогда не обеспечат должного уровня защиты. При выборе установщика рекомендуется руководствоваться не только стоимостью работ, но и время, которое они декларируют для монтажа вашего комплекса. Чем выше оценка затрат времени – тем более вероятно, что комплекс будет смонтирован обдуманно и качественно.
Как показал опыт последующей эксплуатации комплекса:
1. Принятые правила поведения быстро доводятся до автоматизма и не доставляют хозяину никаких неудобств
2. За все время эксплуатации была одна неудачная попытка проникнуть в моторный отсек – кто-то пытался подцепить тросик штатного замка. Факт был обнаружен хозяином много позже, при попытке открыть капот.
3. На паркинге возле крупного торгового центра машине был нанесен легкий удар в задний бампер (обошлось без видимых повреждений, но сигнализация сработала). Хозяин, находившийся в этот момент в 200 метрах от машины, услышал сигнал пейджера и через минуту был на месте происшествия, чем несказанно удивил виновника, который уже был готов скрыться.
(С) Alex&Er
Специально
WWW.AUDI-BEL.COM
Публикация данного материала в других изданиях как традиционных, так и электронных, целиком или частично, допускается только после согласования с автором.